Развитие лексики у детей первых лет жизни в онтогенезе.
Первая фаза развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово, ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.
В 1,5-2 года ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словарного запаса при помощи вопросов «что это?», «как называется?»
Несмотря на то, что к 3,5-4 годам предметная отнесенность слова у ребенка должна приобрести достаточно устойчивый характер, этот процесс не заканчивается. Идет уточнение значений слов. 1-2 года — слова соотносятся только с конкретным предметом, т.е. названия предметов являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.
К концу 2 года — слова первой степени обобщения, т.е. начинает понимать обобщенное значение наименований однородных предметов, действий, качеств. Больше появляются имена нарицательные.
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе.
Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного когнитивного развития ребенка. Так как при этом он должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих. Далеко не все дети в этот период умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Развитие связной речи.
Дети осваивают навык разговорной речи, выражая свои мысли в основном простыми и в меньшей степени сложными предложениями. Однако в процессе построения предложений они могут опускать некоторые их составляющие. Детям 4-го года жизни доступна простая форма диалога, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна.
Развитие звукопроизношения.
В этом возрасте дошкольники неверно произносят или совсем не произносят шипящие, сонорные, часто свистящие, некоторые звуки пропускаются. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа, как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция и сила голоса. Из всего вышесказанного следует, что работа логопеда с детьми данного возраста должна строиться с учетом следующих задач:
- Обучение речевому дыханию.
- Развитие понимания речи:
воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка;
формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
умение употреблять простые распространенные предложения. - Обучение детей самостоятельному высказыванию, т.е. развитие умения передавать впечатление об увиденном, о событиях действительности и т.п.
- Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия.
закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
контроль внятности и выразительности речи;
подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.